Лучшее средство от музыки старинной- музыка романтическая. Особенно после Earlymusic фестиваля. Закрытие пришлось не Субботу. Отгремел в Петергофе Оркестр Екатерины Великой и AXL Академия представила своих чад. О концерте позже расскажу. Коли уж начал о "средстве" говорить, так не надо от темы уходить. На следующий день, в Воскресенье, после целых двух тусовок по случаю закрытия (вторая закончилась для меня в 6 часов утра), опоздав на первую репетицию моего трио на целых 2 часа (признаться, меня там особо не ждали), я отправился в "Открытый Мир" поделиться впечатлениями о концерте и о том, что было после. Для тех, кто не знает, "Открытый Мир"- это такой информационный центр-магазин, котором можно купить или заказать практически любой лицензионный компакт-диск. Так вот, там я нашёл лучшее средство от всей этой барочной музыки. Диск Гил Шахама (Gil Shaham)- американского скрипача с израильскими корнями. Альбом называется "Devil`s Dance". Это совершенно попсовый сборник, рассчитанный на широкую аудиторию: людей далёких от музыки он привлечёт названием, слышимой виртуозностью и яркостью подобранного репертуара, людей посвящённых- тем ж самым, а ещё и редко исполняемыми произведениями. С недавнего времени аутентисты тоже могут причислять себя к слушателям такого диска. Потому что после такого мощного фестиваля, при всех его недостатках и просчётах, есть как минимум три способа отдыха: алкоголь, сон и музыка. Первым злоупотреблять нельзя, второго всегда не хватает, а вот третьим, если не заниматься, так развлекаться точно можно. Ставите такой диск, заставляете себя его слушать, потом выключаете проигрыватель, берёте барочную скрипку или гамбу и начинаете играть с ощущением, что фестиваль уже давно закончился, не занимались вы уже недели две, а на самом деле, ещё вчера играли в Петергофе. Я себя к барочникам причислять не хочу. Помимо прослушивания из санитарных соображений, я отметил несколько произведений, которые сам бы выучил и играл на сцене. Пора бы рассказать и о самой панацее. В альбоме 13 треков, в соответствии с тематикой названия. В начале первого трэка при обратной перемотке слышно "дыхание дьявола"- это такой трюк, направленный на публику. Можно упрекнуть Шахама в увлечении шоу-составляющей исполняемой музыки, но, поверьте, во многих произведениях другой сути, кроме виртуозности нет. Но вот техника у него замечательная. Звук чистый. С агогикой всё в порядке. Cлышно, что от игры музыканты получают удовольствие, которое передаётся и слушателю. Не мухлюет, хотя в этой музыке можно играть и две ноты из четырёх в "запарных" технических местах. Не хватает драйва: простого джазового и "мифического" барочного. Слышно, что пианист, Джонатан Фелдман (Jonathan Feldman) аккомпаниатор отличный, всегда идёт за скрипачом, но из-за этого, он иногда "подгоняет", и драйва у него нет. А на некоторых трэках без перкуссионисткого эффекта бочки бывает скучновато. Что совсем разочаровало, так это "Дьявольские трели" Тартини. Слишком академично, скучно, но не без виртуозности- тут вопросов не возникает. Но "трели"- это ведь барочное произведение, академических версий мы уже много слышали, а в 200м году писать их совсем без намёка на какой-нибудь аутентизм или, хотя бы, шоу, по-моему, рискованно. Андрю Мэнзи (Andrew Manze) уже давно сольный диск с Тартини выпустил: с техникой там всё в порядке, к стилю не придерёшься- академично с барочной точки зрения, интересно и зрелищно с потребительской точки зрения. Это вынужденное исполнение: Шахам сам выбрал дьявольскую тему, а без этого произведения картина не складывается. Да, совсем забыл сказать. что же он вообще играл. Вот программа диска: "Танец дьявола" Уильямса, "Пак" Грига, "Пляска смерти" Сен-Санса, "Вальпургиева ночь" Брамса, 13-й Каприс Паганини, "Рондо эльфов" Баццини и т.д. и т.п.. При написании статьи сам диск был прослушан полностью несколько раз, также была изучена рецензия на этот диск Юлии Бройдо, опубликованная в журнале "Audio Music" No.2/2001. © Mаксим Косинов назад |