Подбородники, мосты да подушки. Технический аскетизм на аутентичной почве, похоже, сходит на нет. По меньшей мере, в Европе. Всё больше появляется музыкантов, которые используют для удобства игры технические достижения 19-го и 20-го веков. Например, среди барочных скрипачей есть такие, которые играют с подбородниками и с мостами (или с подушками). Скрипачу-барочнику старой закалки такие средства могут только в страшном сне присниться. Есть, конечно, вещи, которые непозволительны для барочников, как, например, штык на виолончели или машинки (приспособления для настройки инструмента, крепятся к подгрифнику) на струнах. А подбородники – они практичные и безобидные. Хотя бы сохраняют лак инструмента, если и не продлевают его жизнь. Кстати, распространенное “рисование” инструментом во время игры барочных линий в воздухе зачастую вызвано дискомфортом в удерживании инструмента. Каждому скрипачу известно чувство соскальзывающей скрипки, и кожаная прокладка далеко не всегда спасает. Это в музыке добаховского периода можно смело держать инструмент с уверенностью, что он не упадёт в барочном “па” при смене аффекта (хотя все равно часто приходится придерживать инструмент плечом или головой). Позже музыка стала техничнее, а современная тенденция стремительных темпов порой делает старую музыку весьма виртуозной, и без специальных приспособлений уже не обойтись. Альтернативы подбородникам нет, если только мы не готовы смириться с неестественными телодвижениями, которые называют внешней передачей аффекта, и шипением вместо звука. © Mаксим Косинов назад |