Вспоминая Паизиелло. 28-го и 29-го Сентября в рамках фестиваля Earlymusic состоялась российская премьера оперы Джованни Паизиелло «Мнимые Философы»- совместный проект питерского фестиваля и Утрехтского фестиваля старинной музыки (Нидерланды). Об этой опере уже писали и говорили довольно много, так что не буду пересказывать написанное. Любимая опера Екатерины II-й, как говорят... Видимо, она не блистала своими музыкальными познаниями и особенного вкуса у неё тоже не было (да простят мне такой выпад в её сторону монархисты). Потому что я, сколько ни пытаюсь, не могу вспомнить ни одного мотива из оперы, её основной тональности, что уж там говорить о целых ариях! А успех оперы в то время, по-моему, во многом определялся запоминаемостью музыки. Другого способа «раскрутки» произведения, как тиражирование его массовой публикой , тогда не было. Хотя, вряд ли опера тогда была массовым развлечением. Размеры барочных залов уже сами говорят о том, что опера – явление исключительно для богатых и великих. Так и было у нас при дворе. Нужно было следовать внешним формам ведения светской жизни, и в подражании западной моде у нас создали оперу, которая всего лишь являлась подражанием, копией. Не буду судить о «Севильском цирюльнике» Паизиелло, который имел очень большой успех на Западе после того, как он покинул Россию, но в «философах» он явно схалтурил. Музыка отражает все наработки композиционные того времени, только не очень качественно изложенные. Оттого и скука. Правда, исполнение можно назвать абсолютно аутентичным (если закрыть глаза на исполнение и постановку; исполнение: в оркестре - quasi-барочное, манерное и неаутентично вычурное; солисты - голландский и российский дуэты - порадовали своим чутьём и профессионализмом; постановка – спорная, но, однозначно, новаторская и интересная), потому что произведение было написано, поставлено вновь сыграно в Эрмитажном театре. Куда уж аутентичнее? Кроме выступления Берлинской Академии Старинной Музыки в Царском селе (в то время как раз такая музыка во дворцах и звучала), все концерты фестиваля прошли в атмосфере полу-аутентизма, потому что Малый зал Филармонии и Консерватория – сцены гораздо более позднего периода, и на этом фоне Паизиелло является козырем Octoberfest`a. Об исполнении скажу немного. Солисты – молодцы. Хор – разочаровал своей банальной игрой и невыразительным пением. Дирижёр сделал всё возможное, когда в воздухе парил флюид недоверия некоторых оркестрантов к его работе. Оркестр… Частично голландский (6 из 8-ми духовиков привезены утрехтским фестивалем), он представляет интересную картину современного инструментального аутентизма в узком направлении Россия-Нидерланды. Пестрота телодвижений в струнной группе, которая преобразуется в единую человеческую массу с металлическим, невзятым и неглубоким звуком у скрипок и тёплым, но иногда резким звуком в басах сильно контрастировала с тёплым и сбалансированным звуком у духовых на фоне необычного continuo в речетативах. Видимо, так и было задумано. Тем не менее, копилка фестиваля Earlymusic пополнилась на этот раз оперой огромного исторического значения в самом аутентичном её исполнении, которое при наших возможностях и запросах только и можно было осуществить. Не радоваться такому было бы в высшей степени цинично. © Mаксим Косинов назад |