Nachtmusique Пожалуй, самый лучший концерт этого фестиваля. Такой музыки в рамках Earlymusic мы ещё не слышали. Консорт старинных духовых инструментов сам по себе уже заслуживает особого внимания публики. Если исполнителей на старинных струнных инструментах в нашей стране немало (пальцев обеих рук не хватит, чтобы пересчитать), то духовиков - аутентиств как представительного сообщества у нас, по большому счету, вообще нет (разве что только в Москве) или они никак не дают о себе знать. Нужно отдать должное организаторам фестиваля: при их любви к элитарным концертам выступление очень хорошего ансамбля было доступно широкой публике. При всем этом в зале оставалось много свободных мест. Жалко. Видимо, и рекламы недостаточно, и народ запуган ценами и операми, а на афишах порой непонятно, что за концерт, кто на нём играет, на каких инструментах, даже не всегда указано время начала (что, у всех нас должно быть в крови начинать концерты после 6 o`clock tee?). Кстати, на Западе вечерние концерты начинаются когда угодно, в одном и том же зале бывает по-разному. Впрочем, о рекламе и, особенно, буклете фестиваля предстоит отдельный разговор. На концерте звучала музыка эпохи классицизма ( В.А.Моцарт, Й.Гайдн, Франц Кроммер), написанная специально для духовых и мастерски исполненная голландским ансамблем (кларнет, бассетгорн, валторны и фаготы). Звук старинных духовых не сравнить со звуком их современных потомков, которые звучат слишком ярко, громко и холодно. А на концерте Nachtmusique, даже в холодном зале, можно было бы согреться теплым звуком инструментов. Мне доводилось играть в барочных оркестрах с духовыми инструментами. Это незабываемое и непередаваемое переживание, когда барочный гобой поддувает тебе в спину и дурманит своим томным, немного хриплым звуком, когда валторна обволакивает теплом, и от басов фагота бегают по спине мурашки. Ощущения, которые испытываешь от них, сидя в оркестре или слушая их в зале, эротичны, иногда на грани интимного. В звуке почти всех старинных духовых есть хрипота. Она не разъедает звучащую ткань и не режет ухо, как могло бы оказаться в звучании инструментов современных. “Хрипота” - не фальшь, как это часто случается в старинных струнных инструментах. (Скрипачи часто оправдываются: мол, струны тянутся. Когда-то Мария Леонхардт учила меня, что играть надо интонационно чисто, даже если струны расстроены. А что жарко или холодно - это твои проблемы.) Хрипота - средство спустить нас с небес на землю, дабы мы могли понять, что услышанное нами вовсе не звуковой мираж, а реальная игра в реальном времени, игра, в которой возможны и хрипы, и чихания, и придыхания, и мы свидетели этой игры. Хрипота привносит эффект случайности, без которой музыка казалась бы идеально нарисованной, но бездушной картинкой. Стремление избавиться от этой хрипоты было одной из причин модернизации духовых инструментов в XIX веке. А в веке ХХ-м звук вообще стал ровным, рафинированным и бездушным. И музыка стала бездушной, рафинированной и ровной. © Mаксим Косинов назад |