Пестрые наблюдения Конечно, трудно оспаривать все сказанное в адрес рекламы или, вернее, саморепрезентации Фестиваля старинной музыки (простите, все же "старинной" - никак не "ранней"). Справедливость и, наверное, полезность прозвучавшей критики очевидна. Как очевидно и другое. Сегодня Фестиваль фактически едва ли не единственный в музыкальной жизни Петербурга источник, благодаря которому перед широкой публикой в столь концентрированном времени предстают выдающиеся - нет, не просто "выдающиеся" (увы, хорошее слово затерто), - но деятельные интересные музыканты-артисты, которым есть что сказать. Это похоже на чудо. Честь и хвала организаторам и меценатам Фестиваля! Нынешний фестиваль, как и предыдущие, имеет огромное просветительское, образовательное значение. Его негласная тема (или одна из таковых) - итальянский и французский вкусы в музыке прошлого. История знает немало сражений между сторонниками одного и другого стиля. Словно отголоском былых баталий прошли концерты итальянцев (Гвидо Балестраччи), французов (Мартен Жестер) и вновь "итальянцев" (Жерар Лен). Сколь разителен контраст двух романских манер. И в то же время неуловим, поскольку сосредоточен в мельчайших строительных единицах музыки и, самое главное, в неповторимых сочетаниях этих микроэлементов. Уже по тому, как композиторы итальянской и французской музыки слышат мелодические кульминации, понятно принципиальное различие "звукосозерцаний". Или каково качество и количество затрат композитором (да и исполнителем) на движение, как выполняется шаг или скачок, узкий интервал или широкий - по этим признакам тоже узнается природа одной или другой манеры. Не устаешь удивляться, погружаясь в мир итальянского или французского вкуса прямо в концерте! Ведь слушатель получает эту возможность не только от самого факта исполнения. Тому причиной точность замысла, точность смысла, высочайшая ясность исполнения. Ясность! Не было и нет в музыке ничего труднее. И не было идеала столь же всеобщего, к которому стремились бы музыканты разных эпох и народов. © Михаил Мищенко назад |