...А теперь о наболевшем. О старинной музыке, разумеется. Точнее о том, как её преподносят в России и не только. Основные тезисы: качество низкое, амбиции ещё те, интриги противные. ОБ ОРКЕСТРЕ ЧИТАЙТЕ НИЖЕ Вечером получил электронное письмо от подруги: сообщила в том числе и о том, что сайт всё того cамого фестиваля уже заработал и там размещена программа. О том, кто приедет (кстати, узнайте и вы), говорить не буду, дело тут в другом. Мне неприятно было читать их, то есть, наш, потому что я кое-какое к фестивалю этому отношение имею, "манифест". Объясню почему. Уже пять лет проводится Фестиваль старинной музыки в Санкт-Петербурге. Это довольно большой срок, который говорит об уровне. Казалось бы, при всей своей солидности нет там дела до мелочей жизни. Но манифест чем-то похож на жалобу. Можно сказать, что я тоже жалуюсь. Но это для того, чтобы самому легче было (нет невыговоренного) и для того, чтобы просто существовало и моё мнение, для того и сайт создавал. Там, конечно, много красивых слов, но главную мысль я понял так: старинная музыка (в их специфическом названии) становится торговой маркой- это, по-моему, основное. Они не понимают, почему Консерватория не стала проводить у себя бесплатные мастер-классы в том году в рамках фестиваля? Возможно, и потому, что кое-кто кое-кому шепнул: "не надо возбуждать общественную мысль и направлять её в сторону какого-то аутентизма". Но ведь в прежние года там мастер-классы всё-таки проводились. Люди всё те же, политики никто не менял. Значит, либо не так договорились, либо сделали это поздно, либо не договаривались вообще. В любом случае, это не от кафедры скрипки (мастер-классы давала М.Леонхардт, барочная скрипачка c мировым именем) это "вето" исходило (В.Ю.Овчарек, зав.каф. не такой человек, он "всеми руками за!"), а кафедра имеет право решающего голоса в таких вопросах. Сейчас у них (нас?) модно на Консерву наезжать. Ну, это их, извините, наши проблемы. А я в Консерватории учусь. Конечно, свойственный нашей стране бардак там присутствует, но я уклоняюсь от темы... Ссылаться на модный журнал "Собака.ru" не всегда правильно, да ещё и с таким пафосом. Его мало кто читает по городу, что уж там в стране, а на Западе вообще никто не знает. Видимо, эта ссылка для нас с вами предназначена. А я этот журнал не люблю (ошибок много: пишут про Фонтанку, а фотография Екатерининского канала -Апрель 2002 и корректора ихнего я не понимаю и суть у них я не нахожу). Ведь фестиваль рассчитывает не только на модную тусовку, которая этот журнал, может быть, и читает, а на более широкую аудиторию. Ведь всё то, что называется модным, а значит и авторитетным, настолько условно в сегодняшней нашей жизни... Возможно, кто-то из знающих меня людей обидится. Его право. Я немного груб и говорю очень открыто. Но они, мы, то есть, сами говорим в "манифесте": "Мы верим в то, что музыка должна быть свободна от идеологии. Мы верим в бескорыстный, но бескомпромиссный поиск истинного пути к композитору и его эпохе. Мы верим в свободу мысли. Мы верим в свободу выражения." А говорить открыто и грубо свойственно некоторым людям, определяющим стиль фестиваля. Если вы не из Питера и собираетесь на концерт фестиваля в Малый зал Филармонии, то вам его нетрудно будет вычислить, на всякий случай, он находится между Екатерининским каналом (выход из метро) и Михайловской улицей. Когда же вы спросите: "Как мне попасть в дом Энгельгарта?" не каждый прохожий, находясь даже у того самого дома, скажет где это (серьёзный недостаток в знании собственного города, конечно, но надо на такое рассчитывать!), и каково же будет ваше удивление, когда вы обнаружите, что и дом тот и Малый зал одно и то же здание, просто понятие "дом" относится к модному фестивалю, а понятие "Малый зал"- к нафталинному периоду нашей музыкальной культуры. Я, наверное, перегибаю палку в своём сарказме. Но зачем надо было так писать? На всех афишах принято так писать: дом Энгельгарта- М.з. Филармонии, Дворянское собрание- Большой зал Филармонии. А у них- просто: Дом Энгельгарта, спасибо, хоть адрес оставили. Наличие модных слов не говорит о хорошем стиле любого материала. Это в общем. P.S.- Английская версия сайта фестиваля намного более объёмна по информации (там есть всё по оркестру, планам и Академии), она написана в другой интонации и несёт в себе другую суть. Там нет понтов. Только грамотное изложение фактов. Жалко, но русская версия такой информативностью не блещет. Обидно. А теперь расскажу немного об оркестре, что давно собираюсь и обещаю сделать. Точнее, раскритикую его, потому что эта страница для критики предназначена. А рассказывать в стиле состав-репертуар-концерты-диски-пoездки-амбиции-планы я в другом месте буду. И, уж точно, к нашему концерту 12-го Октября, на закрытии фестиваля, что-то на сайте размещу, потому что только лучше будет, если кроме официальной версии (отсутствие которой меня и привело к таким неприятным размышлениям) будет и неофициальная, взгляд изнутри (я в этом оркестре как бы играю). А если не размещу, так просто потому, что не успел. Для любого молодого оркестра то, насколько активно он будет "раскручиваться", а здесь это понятие применимо, определит его дальнейшее развитие. За год нашего существования у нас было целых два больших концерта: один на прошлом фестивале, другой в Москве (Декабрь`01), мы записали диск с "Временами года" Вивальди, получилось неплохо (что-то с диска я здесь размещу, позже), но выход его в тираж не планировался (это уже отдельная история) и кроме этого ничего больше не было. Если не считать проект "Академии" (суть А. должна была бы передать официальная информация, которой тоже ещё нет), то репетиций у нас после этого не было. А мы, в нашем коллективном ощущении и сознании, не имели возможности стать такими профи, которые программу за 3 недели сделают. Это НЕПРОФЕССИОНАЛЬНО. А, если я ничего не путаю, идея оркестра в том, что он первый в современной России постоянный профессиональный барочный оркестр. Мне будет очень интересен результат наших стараний сделать что-то этакое, оправдать затраты, реализовать амбиции и заявить о себе в Петергофе 17-го, а интерeс к концерту будет немалый, поверьте мне. После Жорди Савaля, Густава Леонхарда и других звёзд аутентичного исполнительства, которые приедут играть на этот фестиваль выступление малоиграющего, но разрекламированного Оркестра Екатерины Великой на закрытии фестиваля рискованно. И не избежать тут сравнений с il Giardino Armonico ,- ансамбль, который играл на закрытии прошлого фестиваля. Что бы ни говорили "мы" об исключительной индивидуальности каждого музыканта-ансамбля и о сугубо объективной его оценке без неприятных сравнений (это не с сайта, так, квинтэссенция кое-каких высказываний). У вас возникнет вопрос: почему я всю нашу "кухню" здесь расписываю? Потому, что, как уже говорил, это неофициальная версия..., и потому, что, как это ни странно с таким "манифестом", мнение моё в лучшем случае будет выслушано в моей среде, редкими людьми прокомментировано, но на этом всё закончится. Так, пишу, чтобы знали и чтобы было. А отношения у нас у всех очень хорошие, не подумайте чего плохого (я не ёрничаю). Моя критика спровоцирована искренним желанием сделать лучше себе и окружающим, иногда, самоутвердиться; амбиции присутствуют,- куда без них; можно упрекнуть меня в субъективизме, но без субъективного объективное не получается. Так я думаю. P.S.-Да не сочтет почтенная публика за лишнюю самонадеянность, но я тоже сыграл свою, пусть эпизодическую, но не менее ответственную роль в том, что "Манифеcта" этого больше нет. © Mаксим Косинов назад |