6.10.03, ночь
Academie fÜr Alte Musik Berlin

 Фестиваль Earlymusic закрылся концертом одного из самых старых немецких барочных оркестров. Возникший в начале 80-х в Восточном Берлине, оркестр смог перешагнуть через барьер, разделявший Восток и Запад и стать профессиональным коллективом, основанным на фанатах своего дела. Теперь это один из самых авторитетных западных коллективов. Такой оркестр – достойное завершение VI-го фестиваля Earlymusic, на котором выездные концерты становятся приятной традицией (в этот раз мы наслаждались музыкой в Большом зле Екатерининского дворца в Царском селе). Это уже не первый немецкий оркестр, приезжающий на фестиваль. В прошлом году Фрайбургский Барочный Оркестр отрывал V-й Octoberfest. Но мы не смогли по достоинству оценить тот концерт – помешала акустика Большого зала Филармонии и неудачная программа.
 Сегодня же невольно проводились параллели c прошлогодним концертом-закрытием, все действующие и наблюдающие лица которого уехали на один вечер в Петергоф, играл «Оркестр Екатерины Великой», играл по сравнению с Берлинской Академией более чем серо. Опыт имел последствия: теперь концерт-закрытие изначально планировался, как один из лучших концертов, ведь «не своя» публика и за город может поехать…
 Оркестр с двадцатилетней историей не может не иметь своих собственных традиций. касающихся интерпретаций, звука, ансамблевой игры. Всё это хорошо проявилось в концерте. Замечательная программа (Верачини, И.С.Бах, К.Ф.Э.Бах и Гендель – как раз та музыка для этого зала - это отметили и в публике, и в оркестре) в сочетании с качественным и вдохновенный исполнением порадовали не только слушателей, но и самих исполнителей, и по ним это было видно. В игре ничего лишнего. Нет ни стереотипных приёмов, как заигрывание с темпами и орнаментикой, ни лишних телодвижений для создания «правильного» внешнего аффекта (как же много развелось оркестров, в которых телодвижения играют главную роль в исполнении музыки!).
 Концерт начался с Увертюры Фа-Мажор Франческо Мариа Верачини (Francesco Maria Veracini). С первых нот мы погрузились в атмосферу тёплого звука старинных инструментов, потом звук гобоя д`амур в Бахе продолжил расслабление и усилил наслаждение. Первое отделение завершилось Двойным флейтовым концертом из «Бранденбургских концертов» И.С.Баха. После антракта публика была сражена виртуозностью флейтиста Кристофа Хунтгебурга (Christoph Huntgeburth), который, кстати, приезжал на позапрошлый фестиваль с сольной программой, в концерте Карла Филиппа Эммануила Баха. Я ещё не слышал такой игры даже на «модерновой» флейте! Оркестр не уступал солисту в виртуозности технической, акустической (их динамическим провалам с Forte на Piano позавидовали бы даже «ильджиардинцы» со своим Вивальди). Звуковой эффект аутентичности прибавлял шум дождя на крыше дворца. Ещё в первом отделении аплодисменты затягивались, тут они уже переросли в овацию. Затем последовал Concerto Grosso Генделя, который звучал уже не так ярко после Баха: и музыканты, и публика устали. Encore Телемана опять заставил всех отбивать ладони. Большего успеха ждать было нельзя.
 После концерта был восхитительный феерверк. Хотя, его стоимость могла бы покрыть расходы на проживание в городе какого-нибудь аутентиста - виртуоза с интересной программой для виолы да гамба, например, но это уже критики другого рода.

 P.S.- Рядом со мной сидела пожилая дама. В конце концерта она не без гордости, показав на программку, сказала, что флейтист – её сын, а вторая виолончелистка в оркестре – её дочь. В ответ я не без гордости сказал, что сам из Берлина…

 Из личных наблюдений.
 К концу вечера концертмейстер оркестра стоял почти спиной к публике. Интересно. Для них, как и для многих музыкантов в мире Earlymusic наличие публики и «заигрывание» с ней никак не важно. Они в первую очередь для себя играют и сами же наслаждаются. А мы – так, случайные свидетели.

© Mаксим Косинов



назад


Hosted by uCoz